alt
Присмотрись, кто как смеётся
Психологи давно установили: чтобы увидеть человека сквозь его маски,
достаточно посмотреть, как он смеётся. Существует даже классификация
видов смеха, разработанная целым коллективом психологов, но был
(и на все времена есть) лучший на свете психолог: - Достоевский, и он говорил:

«Чрезвычайное множество людей не умеют совсем смеяться.
Впрочем, тут уметь нечего: это — дар, и его не выделаешь.
Выделаешь разве лишь тем, что перевоспитаешь себя, разовьешь
себя к лучшему и поборешь дурные инстинкты своего характера,
тогда и смех твой, весьма вероятно, мог бы перемениться к лучшему.

Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его
подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен.
Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность?
Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно.
Искренний и беззлобный смех — это веселость, а где в людях веселость,
и умеют ли люди веселиться?
Веселость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками.
Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень
искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только
с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет
веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно.

…Итак:
если захотите рассмотреть человека и узнать его душу,
то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит,
или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими
идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется.
Хорошо смеется человек — значит хороший человек.
Примечайте притом все оттенки:
  • Чуть заметите малейшую черту глуповатости в смехе — значит,
    несомненно, тот человек ограничен умом, хотя бы только и делал,
    что сыпал идеями.

  • Если и не глуп его смех, но сам человек, рассмеявшись, стал
    вдруг почему-то для вас смешным, хотя бы даже немного, то знайте,
    что в человеке том нет настоящего собственного достоинства,
    по крайней мере, вполне.

  • Или, наконец, если смех этот хоть и сообщителен, а все-таки
    почему-то вам покажется пошловатым, то знайте, что и натура
    того человека пошловата, и все благородное и возвышенное,
    что вы заметили в нем прежде, — или с умыслом напускное,
    или бессознательно заимствованное, и что этот человек
    непременно впоследствии изменится к худшему…»

/Ф.М. Достоевский, роман «Подросток»/
alt